находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.), в низменной местности, с юга и востока окруженной Сторожевой, а с севера - Пушкарской слободой. Точная дата основания Д. м. неизвестна, впервые упоминается в писцовой книге «письма и меры Григория Киреевского» (1627-1628), согласно к-рой мон-рь основан строителем Романом (Телепневым). Местные предания, зафиксированные архим. Амвросием (Орнатским), отождествляли строителя Романа с неким московским боярином Романом Никитичем Телепневым-Оболенским, к-рый, якобы спасаясь от опалы царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в 1564 г. поселился на берегу р. Вязовни, в устье правого притока Дона, и основал пустынь. По преданию, Телепнев-Оболенский принял постриг в схиму с именем Роман. На могиле строителя Романа (Телепнева) в Д. м. служили панихиды.
Согласно писцовой книге 1627-1628 гг., в Д. м. находился деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца, «и в церкви и образа и книги и колокола и всякое церковное строение». К 1724 г. Д. м. располагал 2 деревянными храмами, оградой и кельями для братии из 10 чел.; мон-рь занимал площадь шириной от 30 до 60 и длиной 92 саж.
В 1746-1748 гг. на средства данковского помещика майора А. И. Спешнева в Д. м. был построен каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы (в 1856 были пристроены трапезная и 2 новых отапливаемых придела - во имя святителей Василия Великого и Василия, еп. Рязанского). В 1886-1887 гг. на месте разобранного собора XVIII в. по проекту (1881) епархиального архит. Н. М. Чистосердова был построен новый, 5-престольный собор крестообразной формы, главный алтарь к-рого освящен в сент. 1887 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В память о строителе игум. Дионисии IV († 1900) правый придел Покровского собора был освящен во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, левый - в честь Вознесения Господня (1911). 2 каменных трапезных придела с деревянными сводами были вновь освящены во имя святителей Василия Рязанского и Василия Великого. В едином архитектурном ансамбле с собором находилась каменная 3-ярусная колокольня.
В 1791-1795 гг., при игум. Макарии (в схиме Серафим) (Данковском), велось строительство каменного надвратного 2-этажного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. На нижнем этаже предполагалось устроить кельи и помещение для Данковского духовного правления. В авг. 1803 г. Рязанская консистория предписала освидетельствовать Вознесенский храм и прислать его опись. Представляя опись, данковский прот. Евдоким сообщал, что «в настоящей церкви в стенах есть расселины, кои замазаны ныне известью, и вся настоящая церковь несколько поосела, отчего верхние карнизы покривились. В придельной церкви, покрытой черепицею, по стенам и в алтаре проходит течь, да и в настоящей в самом куполе и в алтаре по обоим углам также идет течь». Храм «дозволено было освятить», но строителю поручалось исправить «все ветхости в Вознесенской церкви в будущую весну». 30 мая 1804 г. Вознесенский храм был освящен игум. Дионисием II (1800-1804) и прот. Евдокимом, но в 1811 г. строителем игум. Павлином разобран, а на его месте возведен 2-этажный дом Данковского духовного уч-ща (впосл. на верхнем этаже этого дома игум. Македонием (1880-1883) были устроены кельи для братии, а в нижнем - трапезная и кухня).
В 1811 г., при игум. Павлине (1804-1814), в Д. м. был построен, а 10 июля 1824 г. ректором Рязанской ДС игум. Илиодором освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г., при игум. Дионисии IV, в Никольской ц. был устроен новый одноярусный иконостас с «образцами лучшей современной живописи», обновлены храмовые росписи, позолочены чугунные оклады чтимых икон.
В 1795 г. на средства данковских семей над захоронением строителя Романа вместо ветхой была построена каменная часовня. В ней находилось надгробие из белого мрамора с надписью: «Благословением Божиим создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини… Барятинской и прочих доброхотных дателей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследнике ее Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». Здесь же, под могилой основателя, в склепе, хранились его железный крест, вериги и суконные четки.
В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории мон-ря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления мон-рем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава Д. м. являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья.
Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Д. м. на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского). В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого мон-ря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в мон-ре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда (40´ 50 саж.) с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.
При игум. Амвросии II († 1858) были проведены масштабные ирригационные мероприятия: перед воротами и оградой Д. м. сделана насыпь, укрепленная камнем, вбиты сваи в берег реки для предотвращения обрушения Никольского храма, устроена плотина. На средства купца М. М. Григорьева из г. Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской губ. был перестроен и поднят на высокий каменный фундамент настоятельский дом. В 1857 г. было приобретено 100 куб. саж. камня для укладки в набережную р. Вязовни. К сер. XIX в. Д. м. принадлежал к числу самых благоустроенных в епархии, что отмечали и паломники, и церковные власти. Посещая мон-рь в 1859 г., архиеп. Рязанский Смарагд (Крыжановский) также отмечал «благолепие» построек.
К 1914 г. помимо храмов в Д. м. имелось 2 братских корпуса под железной кровлей: каменный 2-этажный (перестроен из ДУ на месте разобранной Вознесенской ц.) и 2-этажный с деревянным верхом и каменным низом; деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте, различные постройки, баня, сторожка (1913), колодец, сад, огород. Мон-рь был огражден плотиной со стороны реки и каменной стеной в 158 саженей в периметре с 2 круглыми башнями под металлической кровлей. Внутри ограды находилось братское кладбище, огороженное в 1907 г. балясником. Постройки мон-ря занимали ок. 1 тыс. саж. земли.
Первыми вотчинными владениями Д. м. стали станицы и заставы на мысе, устроенные в сер. XVII в. вблизи обители кн. М. И. Воротынским, перешедшие в собственность мон-ря при боярине Никите Романовиче Юрьеве, воеводе Данковской крепости во 2-й пол. XVII в. При игум. Варсонофии (после 1648) Д. м. владел 40 четв. земли и покосами - 80 копен. По переписи 1646 г., при мон-ре значилось 30 крестьянских дворов с 54 крестьянами. По окладной книге 1676 г., мон-рю принадлежало 20 четв. земли и сенных покосов 20 копен, 9 дворов крестьянских и бобыльских с 29 чел., полагалось «шестнатцеть алтын четыре денги, а прежние дани было три алтына две денги». Мн. благотворители завещали для вечного поминовения на пользу обители большие земельные участки. В 1681 г. боярский сын Яков Семенович Духанин, как сказано в монастырской записи, «поступился вкладу по отцу своему Савелью и по родителям своим в Донковском уезде поместной своей земли… смежно с монастырской землей 20 четв. в поле, со всеми угодьи». По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686 г. игум. Кириллу была дана грамота на владение вотчиной - 220 дес. лесных угодий. В 1688 г. «поступися игумену Покровскаго монастыря Дионисию донковец, сын боярский Феодосий, Антонов сын, Воробьев 10 четв. в поле, а в две в с. Бигильдине, по обе стороны р. Дона, с лесы и дубровы и с сенными покосы и со всеми угодьи с тем условием, чтобы ему, игумену Дионисью с братией, его Феодосия за тот его вклад в Покровском монастыре постричь и питаться ему с братией вкупе». В 1668-1724 гг. Д. м. владел подворьем в с. Бигильдине, в неск. верстах от г. Данкова. К 1724 г. за мон-рем числились 9 крестьянских и бобыльских дворов, в которых проживал 21 чел. муж. пола; 8 дес. пашни, 100 копен сенных покосов, 29 четв. и 1 четверик хлеба.
С 1724 г. по 40-е гг. XVIII в. Д. м. был упразднен с переводом братии в рязанский Спасский мон-рь, однако имеются упоминания, что с 1733 по 1741 г. в Д. м. было возобновлено игуменское управление. В 1764 г. Д. м. получил статус необщежительного заштатного, должен был находиться «на своем содержании, почему и настоятельство в нем строительское». Согласно генеральному плану 1779 г., мон-рю принадлежала дер. Куликовка за р. Дон с 30 крестьянами и 700 дес. прилегаемой земли. В 50-х гг. XIX в. во владении мон-рем оставалось лишь 86 дес. (30 дес.- в Данковском и 56 дес.- в Сапожковском уездах), доход составлял ок. 100 р. серебром в год, дотация из Данковского уездного казначейства - от 80 до 100 р. в год. К 1884 г. неприкосновенного капитала насчитывалось 64 929 р.
К кон. XIX в. Д. м. упрочил материальное положение. В собственности мон-ря находилось огородной и луговой земли 2 дес. 249 саж., неудобной - 3 дес. 950 саж., под проселочными дорогами - 780 саж., под реками Дон и Вязовня - 3 дес. 950 саж., пахотной - 148 дес. и еще 1770 саж., в Данковском у. близ Грязновского леса и Брусиновской пустоши - 31 дес. 930 саж., в Раненбургском у. в районе с. Астапова - 59 дес. 1770 саж. и в Сапожковском у. в с. Копнине - 56 дес.; а также в совместной собственности с ряжским Димитриевским мон-рем Рязанской епархии - 10 дес. С 1903 г. у мон-ря имелась Малинковская лесная дача в Раненбургском у.- 99 дес. 1440 саж. С 1904 по 1914 г. обитель получала за землю 675 р. в год. С 1905 г. Д. м. владел процентными бумагами на 63 382 р., из к-рых 4% облигаций Гос. комиссии погашения долгов на 3700 р. и 4% непрерывно-доходных билетов на 9054 р.
В ризнице Д. м. хранились Евангелие, подаренное царем Алексеем Михайловичем, и несколько изданий XVII в. Согласно ведомости за 1914 г., мон-рь имел «достаточно церковной утвари и библиотеку», в «выданную из Рязанской духовной консистории опись церковного имущества» входило более 500 наименований. По документам 1883 г., штат Д. м. состоял из игумена, 3 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 2 диаконов и 5 послушников. По штату 1918 г., числились настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника; фактически в том же году проживали настоятель архим. Макарий (1900-1919), казначей, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 3 послушника и 4 временных трудника.
В марте 1917 г. у Д. м. были экспроприированы земельные участки, находящиеся вне территории Данковского у., а к кон. 1917 г. мон-рь лишился земли полностью. 13 марта 1918 г. Данковский уездный исполком избрал комиссию для описи мон-рей. В Д. м. предполагалось устроить дом инвалидов или приют. В окт.-нояб. 1919 г. направленная в мон-рь рота красноармейцев разорила братские кельи. Постановлением Данковского уездного исполкома от 10 дек. 1919 г. упразднялись все монастыри уезда. 24 дек. началась работа ликвидационной комиссии, в результате к-рой 15 насельников (архим. Макарий, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 4 послушника) были выселены из Д. м., иконы и церковная утварь изъяты. Первоначально здания мон-ря передавались в распоряжение районной службы соцобеспечения, затем в них планировалось разместить детскую колонию. Впосл. постройки обветшали и к сер. 30-х гг. XX в. были полностью уничтожены; кирпич использовался для строительства фабрики. До нач. 2006 г. на месте Д. м. был пустырь, поросший бурьяном. Часовня и захоронение схим. Романа не сохранились. Остатки монастырского кладбища были раскопаны в поисках ценностей.
К нач. 2007 г. завершены археологические работы, проводимые Госдирекцией по охране культурного наследия Липецкой обл. В ходе раскопок были исследованы сохранившиеся фундаменты строений XVI-XIX вв., изучены места возможных захоронений. По благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) проводится подготовительная работа для строительства храма во имя свт. Николая Чудотворца на месте бывш. мон-ря.